За окном дождь моросит, а здесь так светло и уютно: везде яркие игрушки, расписные горшочки и кувшины, колокольчики-ангелочки, барашки в зелёной травке, изящные чашки, статуэтки святых и много-много всего, – глаза разбегаются, всё хочется потрогать, поближе рассмотреть. И сразу представляешь себе, как в этот кувшин нальёшь молоко, а в эти горшочки положишь мёд, сметану и творог (всё из нашего монастыря!), и как всё это будет вкусно и, вообще, замечательно. А на стол, для украшения, можно будет поставить беленького малыша-барашка, а рядом положить на красивое расписное блюдо пышный монастырский калач… Кажется, пора вернуться на землю.
Мы в монастырской керамической мастерской.
Рассказывает инокиня Тамара, старшая сестра по керамике:
«С детства я очень любила рисовать, поэтому вопрос о выборе профессии не стоял, я закончила институт по специальности художник-керамист, и мне захотелось практику проходить где-нибудь в монастырской мастерской. Приехала в Сольбу и… – так и осталась.
Керамика – процесс, требующий многих знаний и, конечно, практики. В нашей мастерской есть хорошее оборудование, позволяющее изготавливать качественную продукцию. Процесс изготовления керамики долгий, кропотливый и трудоёмкий. Керамист должен обладать аккуратностью и трудолюбием, особенно терпением, ведь, например, художнику надо подчас сидеть целый день и только рисовать, рисовать и рисовать…
А вообще, монастырская керамика очень отличается от светской. Не должно быть каких-то кричащих сюжетов, аляповатых красок, всё должно соответствовать месту, где было произведено изделие. А место это – святая обитель. В изделии очень важны детали, они должны быть аккуратными, даже изящными. Детали придумывает художник.
Когда я только приступила к этому послушанию, мне дали расписывать небольшие бочонки, и я изображала на них храмик в лесу и речку. Так много этих бочонков нарасписывала, что даже устала от них.
Керамика по времени делается довольно долго. Я уже сказала, что это трудоёмкий процесс. Сначала глину заливают в форму. Через какое-то время зачищают изделие, потом обжигают в печи, потом разрисовывают, покрывают глазурью, опять обжигают. Я рассказала примерно, очень упрощённо. И здесь очень важно соблюсти технологию процесса: сколько времени идёт обжиг, какие краски применять и прочее.
Очень важен в керамике опыт. Впрочем, как и везде. Мы иногда делаем пробные образцы, чтобы проверить, что получится.
У нас, в основном, два вида изделий: сувенирная продукция и посуда для сервировки стола. Мы делаем разные кувшины, кастрюли, вазочки, пиалы, чашки, кружки, ковшики, чайные и кофейные сервизы, квасники, бутыли для святой воды и так далее. А сувениры: статуэтки святых, колокольчики, игрушки, вазы и прочее. И везде есть логотип «Сольба».
Наш день начинается и заканчивается молитвой, в течении дня мы стараемся произносить Иисусову молитву. Так что всё освящено молитвами, послушание идёт на пользу душе.
Главное, с любовью относиться к этому труду. Тогда это сразу почувствуется в изделиях, что сделано – не просто так, а с любовью.
В этом послушании везде есть радость. Сделал партию без брака, получился удачный рисунок – всё радость».
Как организовывалась наша мастерская?
Вспоминает монахиня Феодосия:
«Всё начиналось «с нуля». Матушка игумения сказала, что в монастыре обязательно должно быть какое-то ремесло-рукоделие. И мы решили заняться изготовлением керамических изделий. Мне поручили это послушание, и я, абсолютно не зная ничего о керамике, всё должна была изучить: технологию, рисунок, материалы. Ещё мне надо было закупить необходимые инструменты, краски, глину, печи, – ведь в моём распоряжении было только пустое помещение. Я должна была начать и наладить выпуск изделий: посуды, сувениров, подарков, игрушек.
Сейчас у нас в мастерской работают специалисты своего дела, появился свой собственный стиль, мы выпускаем оригинальную и качественную продукцию.
Мы нуждаемся в расширении производства, а значит, в дополнительных кадрах. Приезжайте, будем вам всем очень рады. Работа у нас в монастыре благодатная и интересная».